НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93934
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24971
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25442
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28127
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26368
sovsekretnoru
ЕДА ПО ПРАВИЛАМ

ЕДА ПО ПРАВИЛАМ

ЕДА ПО ПРАВИЛАМ
Автор: Екатерина РУБЦОВА
Совместно с:
29.01.2015
 
РОССИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ХАЛЯЛЬНЫЙ БУМ
 
В России проживают свыше 25 млн мусульман. За десятилетия после развала Союза по их инициативе в стране начала формироваться особенная индустрия – халяльная, в рамках которой производится продукция и оказываются услуги по канонам ислама. Однако халяльные продукты – особенно мясо – становятся популярны и среди других групп россиян, и все больше директоров-немусульман перестраивают работу своих компаний на стандарты «Халяль».
 
Можно ли назвать это «религиозной экспансией» или здесь действуют чисто рыночные механизмы, когда спрос порождает предложение? Как религиозные каноны способствуют привлекательности продуктов? Какую долю займет халяльная индустрия в экономике России и какие препятствия есть у нее на пути? Корреспондент «Совершенно секретно» исследовал этот вопрос.
 
Продовольственный рынок халяля в мире в настоящее время оценивается в $2 трлн из них $700 млрд приходится на мусульманские страны. Таковы данные отчета Исламской торгово-промышленной палаты (ИТПП), оглашенные на заседании в Стамбуле в конце 2014 года. Количество мусульман на Земле превысило 1,8 млрд человек.
 
«В России официальной статистики по халяльной индустрии не ведется. Но можно приблизительно сказать, что оборот средств в этой сфере в нашей стране составляет несколько миллиардов рублей. Только наш комитет присвоил сертификаты 90 предприятиям, и самые крупные из них – 10–15 компаний – имеют обороты в миллиард рублей», – поделился своими данными Марат Низамов, председатель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ (ДУМ РТ).
 
«Собственно, продукты питания и формируют основной рынок халяльной индустрии. Халяль в одежде, украшениях, косметике, личной гигиене, развлечениях, финансах и так далее пока формирует несущественный в денежном выражении и несопоставимый с пищевой отраслью по размерам рынок. Оценочно, в совокупности халяльные производства формируют около 1–1,5 % ВВП РФ. Всего в России около 2,5 млн потенциальных потребителей этой продукции. Наиболее велика доля таких продуктов в сегменте куриного мяса – около 5–7 %», – сообщил «Совершенно секретно» финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.
 
ОТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА – К КОМНАТАМ ДЛЯ НАМАЗА НА ЗАВОДАХ
 
В советские годы о российском рынке халяля говорить не приходилось. В стране закрывались мечети, преследовались религиозные служители и ученые, проводилась государственная политика «научного» атеизма. Это привело к тому, что российские мусульмане оказались оторваны от остального исламского мира.
 
«В 20–30-х годах ХХ века в стране началось строительство промышленных предприятий мясопереработки, на которых не соблюдались религиозные традиции убоя животных и птицы. Для увеличения объемов производства стали применять различные способы умерщвления животного (электротоком, механическое нанесения удара в жизненно важные точки). И только те мусульмане, которые жили в сельской местности, соблюдали требования и традиции ислама при выращивании и потреблении животной продукции. То есть правила халяля в нашей стране в тот период применялись на бытовом уровне», – рассказал Низамов.
 
За последние 25 лет в стране произошли заметные изменения в сфере ислама: построены мечети, издана религиозная литература, открыты духовные управления мусульман в регионах, да и просто стало больше верующих, которые и в быту стремятся придерживаться норм религии. Спрос породил предложение. Первые халяльные продукты появились на прилавках российских магазинов в начале 90-х годов прошлого века, стали открываться кафе и гастрономы без спиртного, магазины мусульманской одежды и исламские ателье.
 
В основном поставщиками халяльных продуктов были первые частные мясные производства, а также цеха по производству колбасных изделий, кондитерских и молочных продуктов, магазины при мечетях и торговые лавки на рынках, расположенные в регионах с преобладающим мусульманским населением – Татарстан, Башкортостан, республики Северного Кавказа. В 1992 году самым крупным производителем этой продукции был один лишь Казанский мясокомбинат.
 
«В начале 2000-х годов в связи с ростом спроса на такие товары и услуги со стороны все увеличивающейся общины российских и приезжих мусульман из других стран отдельные крупные мясоперерабатывающие комбинаты, птицефабрики стали производить продукцию с маркировкой «Халяль». В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и так далее, халяльная продукция появилась не только на рынках и в магазинах при мечетях, но и в торговых сетях регионального и федерального уровня», – поделился данными Низамов.
 
У предприятий не было опыта работать по принципам халяля, поэтому первые партии такой продукции не отличались высоким качеством, и цена ее была выше рыночной. Причем иногда в целях наживы производители под маркой «Халяль» продавали обычную продукцию. Чтобы изменить эту ситуацию, местные религиозные лидеры стали сотрудничать с производителями халяльной продукции, а позднее возникла необходимость и в более глубоком изучении темы производства халяля.
 
«Ключевым шагом по развитию халяльных сегментов отраслей в РФ стало введение специальных стандартов их соответствия мусульманским традициям (например, стандартом «Халяль-ППТ-СМР» Совета муфтиев России)», – пояснил Нигматуллин.
 
Так при региональных духовных управлениях мусульман стали создаваться комитеты и центры по стандарту «Халяль». Самый первый комитет открылся в Татарстане в 2005 году. Комитетом разрабатываются общие требования, регулирующие производство, хранение, транспортировку и реализацию халяльной продукции, которые утверждены Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РТ, Республиканским сертификационным методологическим центром «Тест-Татарстан», Татарстанским центром стандартизации, метрологии и сертификации, Главным ветеринарным врачом РТ, председателем Духовного управления мусульман РТ, Советом мусульманских ученых ДУМ РТ. Таким образом, индустрия халяля в России получила первые законодательные документы.
 
Так в стране образовался рынок сертифицирования халяля. Позднее еще пять комитетов по стандартизации и сертификации халяля появились в Башкортостане и Москве. В настоящее время сертификация является добровольной. Минимальная стоимость сертификата – 10 тыс. рублей. Время прохождения сертификации разнится в зависимости от объемов производства: от двух недель до полугода. На предприятие, которое получило сертификат халяля, регулярно приезжают проверки.
 
«У нас очень сильный входной контроль. Проверяем все ингредиенты. Делаем запросы – в том числе и за границу, к иностранным поставщикам. Потому что приходит много импортных пищевых добавок. Бывает, что отказываем в выдаче сертификата. Например, кто-то хотел выпускать халяльные конфеты «Брызги шампанского». Есть даже безалкогольное пиво, которое пытались назвать халялем. А это несовместимые понятия, это размывание понятия «халяль», – рассказал Низамов.
 
По его словам, и сейчас случается, что бизнес использует значок «Халяль», вводя потребителя в заблуждение.
 
«Мы это выявляем, сообщаем в Роспотребнадзор. Некоторые это понимают и сразу убирают, а к некоторым приходится применять меры. Подделки под халяль чаще всего встречаются в Москве и Петербурге – там работают подпольные цеха», – отмечает эксперт.
 
В прошлом году в Казани прошла беспрецедентная акция – специалисты комитета проверили все кафе и рестораны города, которые называют себя халяльными. По итогам был составлен черный список заведений, которые не имеют права называться халяльными.
 
Сегодня в России в соответствии с требованиями халяля работают более 300 предприятий, предпринимателей и организаций. Только часть из них имеют сертификаты. В их числе крупные мясокомбинаты и птицефабрики – «Приосколье» (более 4,5 тыс. тонн мяса птицы в год), «Челны бройлер» (более 5 тыс. тонн в год), «Элинар-бройлер», «ЭКОЛЬ» (более 6,5 тыс. тонн мяса крупного и мелкого рогатого скота), «САФА», «Халяль-Аш», ОАО «Казанский мясокомбинат», «Пензенский мясокомбинат», «Царицыно» (более 4 тыс. тонн колбасной продукции в год), а также птицефабрики «Ак Барс-Пестрецы», «Акашевская», «Равис-Сосновская», «Ясные зори», «Белая птица», «Павловская» «Турбаслинские бройлеры», Майкопская птицефабрика и другие.
 
«Сегодня уже халяльные предприятия располагаются не только в регионах компактного проживания мусульман – Поволжья и Северного Кавказа, а также в крупных городах – Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ростовской, Белгородской, Челябинской, Свердловской и других областях», – сообщил Низамов.
 
«Нельзя сказать, что рынок халяля потеснил другие рынки. Он существует как дополнение, как нечто экзотическое, на любителя. Но по сравнению, например, с кошерным меню иудеев халяль распространяется. Мы не видим, чтобы кошерная продукция попадала в общие рестораны. Кошерное не превратилось в моду. В отличие от халяля», – рассказал исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов.
 
Халяльную еду сейчас можно купить не только в специализированных магазинах при мечетях или на рынках, самые крупные ритейлеры – «Пятерочка», «Магнит», «АШАН», «Перекресток», REAL, «Метро Кэш энд Керри» и другие – создают отделы халяльной продукции: в основном это мясные продукты, птица, произведенные местными фабриками. А вот сыры и колбасы – это пока только импорт.
 
«Последние годы халяльная индустрия в России очень сильно развивается. И речь идет не только о пище, но и о сервисе, услугах. Есть специальные салоны красоты для женщин, где нет мужчин. Есть спортзалы, бассейны для мусульман, книжные магазины, игрушки. Драйверами являются Татарстан, Москва и республики Кавказа. На Кавказе на каждой заправочной станции есть комната для совершения молитвы. Это частная инициатива населения, а роль государства здесь состоит только в том, что оно не создавало препятствий для развития этого сектора», – рассказал генеральный директор финансового дома «Амаль» Рашид Низамеев.
 
ХАЛЯЛЬНЫЙ ТАТАРСТАН
 
Татарстан, по мнению экспертов, самый успешный регион в России с точки зрения развития индустрии халяля. Высокий уровень материальной жизни позволяет жителям республики быть более разборчивыми в потреблении, а с учетом того, что половина населения Татарстана – этнические мусульмане (то есть татары, традиционной религией которых является ислам), они выбирают халяльную продукцию.
 
В Татарстане осуществляют свою деятельность несколько туристических фирм и агентств по стандарту «Халяль». Здесь открываются стоматологические клиники для мусульман, есть магазин косметики, салоны красоты, торговые центры, а недавно ДУМ РТ запустил специальное приложение – карту халяльных заведений. Ежегодно Татарстан проводит дистанционные курсы по программе дополнительного профессионального образования «Халяль».
 
Популярная не только в Татарстане, но и в России (восемь магазинов в Москве), сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле» всегда имела отдел халяльной продукции. А в прошлом году в Казани открылся первый чисто халяльный супермаркет «Бахетле». Магазин площадью более 2 тыс. кв. м вмещает около 8 тыс. наименований товаров – это халяльные треугольники, беляши, перемячи, салаты из халяльного мяса, жареная курица, которые готовятся прямо в супермаркете. В этом магазине отсутствует алкоголь и другая запрещенная исламом продукция. Также в нем существует молельная комната намаза для сотрудников и покупателей.
 
«Я недолго думала перед тем, как решиться открыть этот магазин. Это делается не для кармана, а для души», – заявила в интервью местным СМИ владелица сети Муслима Латыпова.
 
Однако в супермаркете также имеется отдел с отдельным входом, где продается нехаляльная продукция – алкоголь, свинина, чипсы с беконом. Эксперты сошлись во мнении, что чисто халяльный супермаркет не смог бы окупить себя.
 
Халяльная продукция в Казани представлена уже больше года в Агропромышленном парке. А недавно в Набережных Челнах открылся первый в Татарстане халяльный центр, где продается сельскохозяйственная, бакалейная, кондитерская и молочная продукция от местных фермеров, а также одежда для мужчин и женщин, исламская литература и атрибутика. Там работают около 70 предпринимателей. В халяльном центре для практикующих мусульман предусмотрена молельная комната и умывальня, а работники торгового зала носят закрытую одежду.
 
Татарстан нередко становится инициатором проведения ежегодных всероссийских или международных выставок-достижений халяльной индустрии, конференций.
 
«Каждый год Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ проводит ярмарку халяля, где производители собираются, общаются. А чтобы привлечь внимание общественности, устраивают акции – например, в прошлом году сделали самый большой шашлык в мире и попали в Книгу рекордов Гиннесcа», – рассказал первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ Рустам Батров.
 
Также он сообщил, что Татарстан выступает инициатором принятия ГОСТ по халялю, чтобы урегулирование рынка халяльной продукции происходило на государственном уровне.
 
«Халяльная индустрия в России – развивающаяся отрасль, и в этой нише преуспеет тот, кто начнет производство халяля именно сейчас. Незанятые ниши: полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты, – считает Низамов. – На этом рынке очень и очень мало владельцев компаний – мусульман. В большинстве крупные производители – это немусульмане, которые видят в халяльной продукции перспективу и рентабельный бизнес».
 
«СОВСЕМ ДРУГОЙ ВКУС»
 
Предприниматели рассказали «Совершенно секретно», что рентабелен только малый и средний бизнес в этой сфере – пока в России недостаточно спроса для крупного халяльного бизнеса.
 
«Крупные банкетные рестораны такого направления выживают только в Москве. В них проводят большие мероприятия, никахи, имянаречения и так далее. Там мусульманская публика, и очередь расписана на несколько месяцев вперед. В Москве люди состоятельные и могут себе позволить справить праздник в ресторане», – сказал генеральный директор сети кафе татарской кухни AZU Мурат Галеев.
 
Однако, по его словам, небольшие кафе, магазинчики халяля постепенно становятся частью растущих и прибыльных сетей.
 
По словам директора магазина исламской атрибутики Ильшата Ярмушева, развитие индустрии связано с тем, что в Россию приезжают все больше мусульман из стран ближнего зарубежья.
 
«Мы видим в Москве и других городах множество халяльных кафе – около вокзалов, рынков. В Россию приезжают люди из Узбекистана, Таджикистана, и они сами для себя открывают такие заведения», – говорит он.
 
Действительно, три четверти официальных иностранных работников в России – это граждане СНГ. Если в начале 2000-х, по данным ФМС РФ, первенство по численности официально работавших трудовых мигрантов в России принадлежало Украине (30 % от всего потока), на втором месте был Китай (13 %), затем Турция (9 %), Вьетнам (7 %) и Молдавия (6 %), то с 2010 года на три государства Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) приходится более 50 % всех легальных иностранных работников в России. Большинство приезжих исповедуют ислам и являются мусульманами. Многие из них, в процессе проживания заводят семьи, приобретают российское гражданство и остаются на постоянное место жительства, и они везут с собой свою культуру, традиции, в том числе и в сфере производства и потребления.
 
Другой причиной развития халяльной индустрии, по мнению экспертов, является то, что халяль сегодня ассоциируется в умах части россиян (особенно тех, которые проживают в регионах с большим количеством мусульман) с неким знаком качества, экологически чистой продукцией.
 
«Я служил в Ярославле пять лет. И у нас там при мечети был небольшой магазин халяля. И к нам домохозяйки со всей округи приходили мясо покупать. И не только мусульмане. Говорят, что совсем другой вкус», – рассказал Батров.
 
«Сегодня, в магазинах, мы постоянно сталкиваемся с различными продуктами, в состав которых входят пищевые добавки: ароматизаторы, красители, консерванты. Эти добавки применяются многими производителями не для улучшения полезных свойств и питательности продуктов и не для поддержания здоровья человека, а используют их в основном для улучшения товарного вида, продления срока хранения, усиления вкуса. Халяль это исключает», – говорит Низамов.
 
«Люди понимают, что если это приготовлено или произведено верующими, то оно сделано на совесть, и поэтому доверяют халялю», – полагает председатель Союза мусульманок РФ Наиля ханум Зиганшина.
 
Халяльное меню – это недорогая экзотика или доступная альтернатива кухням других народов мира, считает Галеев.
 
«В кухнях других народов мира используются какие-то дорогие ингредиенты, и они становятся недоступны для людей среднего достатка. А блюда восточной кухни не требуют экзотических ингредиентов, морских деликатесов. Они недорогие, доступные, и люди могут раз в неделю всей семьей прийти и поесть лагман, плов», – рассуждает предприниматель.
 
«ЭТО НЕ МИСТИКА»
 
«Халяль займет свой сегмент на рынке. Но боюсь, мы еще будем свидетелями скандалов вокруг него. Ведь одно дело, когда ты можешь выбрать – халяль или не халяль. Другое – когда у тебя нет выбора, а ведь иногда эта индустрия развивается принудительными мерами, искусственно, нерыночными способами», – рассуждает исламовед Сулейманов.
 
По его словам, россияне не против того, чтобы существовали магазины с халяльной продукцией и соответствующие кафе. Однако несколько лет назад в Казани была предпринята попытка принудительного внедрения халяльного питания в дошкольных учебных учреждениях.
 
«В 2012 году Союз мусульманской молодежи России выступил с инициативой введения аналогичного питания в детских садах. Начался сбор подписей. Русская и православная общественность возмутилась тем, что ее мнения не спросили. Они не против того, что халяльная пища может быть здоровой и полезной, но есть ее для них – значит, нарушать каноны православия. Люди восприняли это как религиозную экспансию и даже предложили ввести постную еду в дни, когда у православных верующих действуют некоторые ограничения и приоритеты в питании. После был организован специальный круглый стол, куда пришла русская общественность, православное духовенство, но представители мусульманской молодежи не явились. Впоследствии с их стороны сообщалось, что речь вовсе не шла о принуждении», – рассказал Сулейманов.
 
Но факт остается фактом – халяльные продукты в республике используются в системе детского и школьного питания. В 2013 году Департамент продовольствия и социального питания Казани поставлял халяльную продукцию в 48 школ и дошкольных учреждений города.
 
«А в прошлом году одна из русских родительниц возмутилась тем, что ее ребенка записали в сад, где халяльное питание. Поднялся скандал, сама женщина пыталась корректно объяснить, почему она не хочет, чтобы ее ребенок так питался, но в соцсетях она столкнулась с агрессией. В итоге, так как русская общественность ее поддержала, ее ребенка перевели в сад, где нет халяльного питания. Но это единственный случай, другие родители – тем более в условиях дефицита мест в детсадах – шуметь не стали», – говорит исламовед.
 
Религиозные деятели и предприниматели, работающие в сфере халяля, уверены, что в дальнейшем индустрия будет только развиваться.
 
«Мы считаем, что халяль – это естественные правила жизни, которые принадлежат к природному порядку вещей. Все больше люди уделяют внимание качеству жизни, в том числе питания. Поэтому я думаю, что халяль будет расширять свое присутствие вне зависимости от конфессиональной подоплеки», – уверен Батров.
 
Низамов считает, что основным драйвером развития отрасли будет религия, компактно проживающие этнические мусульмане. В регионах, где мусульман мало, халяльные продукция или услуги не найдут широкого спроса.
 
СПРАВКА
 
Арабское слово «халяль» переводится как «разрешенный». В исламе им обозначается сфера дозволенных поступков для мусульманина. Это относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и так далее.
 
Противоположным халялю является харам (запретное).
 
«У слова «халяль» достаточно широкое значение. Халяль – это не только продукты питания или обувь не из свиной кожи, это и уважительные отношения в семье, и целомудренный женский внешний вид, и даже традиция проведения никаха (мусульманский обряд бракосочетания. – Прим. ред.) прежде, чем начнутся интимные отношения между мужчиной и женщиной. И бизнес должен быть халяльным: ты не имеешь права заниматься запрещенным видом деятельности – торговлей алкоголем, запретными продуктами», – рассказал «Совершенно секретно» председатель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман РТ Марат Низамов.
 
Однако за пределами мусульманских стран понятие «халяль» относится в основном к продуктам питания. Чаще всего его используют, чтобы обозначить мясо, разрешенное для употребления в исламе. Коран указывает на запрет употребления мертвечины, крови, свинины, мяса животных, забитых не с именем Бога; животных, убитых через удушение или другим животным; умерших в результате высокого напряжения, удара или падения. 
 
Нельзя есть хищных животных (волк, лев, тигр и др. – Прим. ред.) и хищных птиц (сокол, ястреб, орел и др. – Прим. ред.), собак, ослов и мулов, гениталии, железы, желчный пузырь и мочевой пузырь животных, даже зарезанных в соответствии с мусульманской традицией.
 

Автор:  Екатерина РУБЦОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку