НОВОСТИ
СК сообщил о задержании заместителя Шойгу по подозрению в получении крупной взятки
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
94588
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25683
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26103
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28819
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27046
sovsekretnoru

БЛА-БЛА-БЛА…

БЛА-БЛА-БЛА…
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
28.09.2014
 
РОССИЙСКАЯ БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СЛОВАХ
 
17 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев посетил полигон НИИ «Геодезия» и осмотрел выставку наземной и воздушной роботизированной техники военного, гражданского и двойного назначения. Премьер интересовался техническими характеристиками российских образцов, запущены ли они в серийное производство, а также акцентировал внимание, что практически в каждом образце присутствовали микропроцессоры и иные комплектующие иностранного производства. Газета «Совершенно секретно» разбиралась, какого уровня достигло развитие беспилотной авиации и есть ли шансы у российских производителей продуктивно следовать мировым авиационным тенденциям.
 
Пока Дмитрий Медведев призывает российских оборонщиков, выпускающих робототехнику, к разумной специализации и кооперации, американская компания Northrop Grumman и ВМС США совершили очередной прорыв в области беспилотных технологий. В августе в ходе совместных испытаний палубного беспилотного летательного аппарата – демонстратора технологий X-47B UCAS-D в паре с пилотируемым истребителем F/A-18 Hornet была впервые организована совместная работа беспилотной и пилотируемой авиации. Причем беспилотник и обычный самолет синхронно исполнили сложный взлет и посадку с палубы авианосца «Теодор Рузвельт», который находился в Атлантическом океане, и успешно выполнили совместное задание.
 
БЕСПИЛОТНИКИ СТАЛИ НАСТУПАТЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ АРМИИ США
 
Это стало очередным доказательством тому, что Америка остается неоспоримым лидером в развитии беспилотных систем и никому не собирается сдавать свои позиции. Развитие беспилотной авиации происходит в реактивном темпе. Совсем недавно в 2011 году Х-47B впервые поднялся в воздух при помощи размещенной на наземном полигоне катапульты, через год впервые в истории подобных летательных аппаратов совершил взлет с палубы авианосца, а в 2013 году впервые в мире произвел посадку при помощи аэрофинишера на палубу авианосца к типу «Нимиц» George H.W. Bush.
 
Планируется, что на вооружение американских ВМС аппарат поступит в 2018 году. Эксперты в области беспилотных систем считают, что речь идет о настоящем успехе, отмечая, что в ближайшем будущем ВМС США получат полноценный ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) с радиусом действия 2,5 тыс. километров при полной боевой загрузке, который при этом будет иметь возможность базирования на авианосцах.
 
То, что демонстрируют американцы, – это высший пилотаж, технологии будущего, но уже сегодня беспилотные аппараты получили большое распространение и стоят на вооружении многих армий мира. Львиную долю этих аппаратов составляют беспилотные разведчики. В зависимости от класса они оснащаются фото-, видео-, тепловизионной аппаратурой, приборами радиоразведки. Малые беспилотники, такие как американский Raven или израильский Bird Eye, являются средствами оперативной разведки в интересах подразделений. 
 
Более крупные БЛА тактического класса, такие как американский Shadow, ведут разведку и наблюдение на бригадном уровне, кроме наблюдения за полем боя, эти аппараты могут давать целеуказание высокоточным системам оружия. Недавно на вооружении самых технологичных армий мира появились так называемые средневысотные аппараты большой продолжительности полета. К этой категории относятся американские БЛА Predator и Reaper и израильские Hermes-900, Heron, и Eitan. Они представляют собой полнофункциональные комплексы воздушной разведки, вполне сопоставимые по своим возможностям с пилотируемыми самолетами-разведчиками, к тому же могут находиться в воздухе более суток.
 
В настоящий момент в мире есть только одна система, которая по своим характеристикам может быть отнесена к классу стратегических БЛА, – американский Global Hawk. Этот аппарат способен совершать даже трансконтинентальные перелеты. Предполагается, что одна из модификаций этого беспилотника в перспективе заменит самолеты-разведчики U-2.
 
Новым направлением развития БЛА стали беспилотники разведывательно-ударные и ударные, самые совершенные – американские Predator и Reaper компании General Atomics. Predator появился в 1994 году как аппарат разведки и наблюдения. Однако несколькими годами позже было решено сделать вооруженную версию этого беспилотника. Аппарат получил возможность нести небольшую боевую нагрузку – две противотанковые ракеты класса «воздух – земля» на подкрыльевых точках подвески. Более крупный Predator B (Reaper) уже изначально создавался как аппарат преимущественно ударный, он способен нести до 14 ракет или 4 ракеты и две бомбы лазерного наведения по 250 килограммов каждая.
 
Приобретя новые свойства, в последние годы беспилотные летательные аппараты становятся неизменными участниками вооруженных конфликтов, пионерами и сторонниками бесконтактных войн опять же являются США. Получив опыт первой, второй иракских и афганской кампаний, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Американцы рапортуют об успешном использовании беспилотников в Пакистане, Афганистане, Ираке, Сомали и Йемене. Беспилотники стали полноценными ударными единицами. С 1996 года беспилотные аппараты применялись в 20 военных конфликтах практически на всех континентах.
 
Тогда стали очевидны их основные преимущества перед боевыми самолетами: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полета. В полной мере проверить доктрину дистанционной войны с помощью беспилотников удалось в 2011 году во время ведения боевых действий в Ливии. Здесь американские беспилотные аппараты поставили рекорд по применению огневой мощи, Впервые значительное число целей уничтожали беспилотные самолеты: из 397 авиаударов, которые нанесли самолеты НАТО, 145 пришлись на действия американских ударных беспилотников Predator.
 
ВЕДУЩИЕ АРМИИ МИРА МАССОВО ЗАКУПАЮТ БЛА
 
Вероятно, уже в недалеком будущем казавшаяся фантастической идея о войне, похожей на увлекательную компьютерную игру, по крайней мере для американцев, станет реальностью. В 2007 году была сформирована первая ударная 42-я эскадрилья, вооруженная MQ-9 Reaper, которая дислоцируется на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти – 174-го истребительного авиакрыла ВВС Национальной гвардии США. Специальные модификации беспилотников есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у пограничной службы.
 
Закупки БЛА постоянно увеличиваются, формируются требования к новым аппаратам. Внедрение беспилотников продолжается семимильными шагами, в 2010 году численность операторов БЛА в ВВС США превысила четыреста человек. У американцев ударные беспилотники купили Австралия и Англия, по оценкам международных экспертов, к 2020 году треть мирового парка военных самолетов технологически развитых государств станут беспилотными.
 
Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт по беспилотным аппаратам, главный редактор профильного интернет-портала UAV.RU Денис Федутинов, в настоящее время развитие беспилотных систем стало одним из современных трендов.
 
«Сегодня изменения носят уже не революционный, а эволюционный характер, но тем не менее развитие систем БЛА происходит весьма активно. Прогресс в развитии беспилотных систем связан с успехами в области микроэлектроники, микроэлектромеханики, радиоэлектроники, новых конструкционных материалов, информационных технологий. В результате, сегодня имеется возможность постоянного наращивания функциональных характеристик беспилотных систем, повышения их живучести и эффективности. В перспективе, помимо повышения технических характеристик, будут достигаться большая автономность, лучшая интегрируемость в военную структуру, лучшая интероперабельность с другими системами вооружения и военной техники.
 
Технические достижения привели к появлению проектов тяжелых разведывательно-ударных систем с характеристиками, приближенными к пилотируемым летательным аппаратам. К примеру – в США, где в настоящее время реализуются как минимум два проекта подобных систем: X-45 Phantom Ray у компании Boeing и X-47 у компании Northrop Grumman. 
 
Расширились возможности создания микробеспилотников, сопоставимых по размерам с небольшими птицами и даже насекомыми, которые могут обеспечивать разведку и наблюдение в ближней зоне, в том числе в городских условиях. Системы мини-класса благодаря увеличению продолжительности полета, улучшению качественных характеристик размещенной на их борту целевой аппаратуры сегодня могут решать задачи, которые ранее решались с применением гораздо более тяжелых аппаратов».
 
БЕСПИЛОТНИКАМ ХОТЯТ ДАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ
 
Главное достоинство беспилотников – отсутствие на борту человека, благодаря чему, независимо от сложности и трудности выполняемой БЛА задачи, жизни пилота не угрожает опасность. БЛА показали свою высокую эффективность при выполнении задач ведения наблюдения и разведки, позволив в реальном масштабе времени отслеживать и контролировать развитие обстановки в заданном районе. Неслучайно американские военные используют около 7 тыс. БЛА различных типов, и в ближайшие десятилетия число беспилотников должно увеличиться в четыре раза.
 
Однако эффективность применения ударных БЛА долгое время подвергалась сомнению. Даже современные разведывательно-ударные и ударные БЛА, обладающие не слишком высокой скоростью полета и практическим потолком, что делает их удобной мишенью для современных средств ПВО. Неслучайно во время войны в Ливии американцы стали применять свои технологичные ударные беспилотники только после того, как обычными средствами подавили все средства ПВО. Кроме того, канал связи между беспилотником и оператором является высоко уязвимым, он демаскирует беспилотник, помимо того, его возможно нарушить.
 
В результате возможна потеря контроля над аппаратом или еще хуже – противник перехватит управление аппаратом. В ходе операций в Афганистане и Ираке американские военные фиксировали случаи, когда хакерам удавалось вклиниться в канал связи американских БЛА. Сейчас ведутся работы, чтобы снизить вероятность перехвата или блокировки линий связи путем внедрения «непрямой связи» – через спутники или БЛА-ретрансляторы. Кроме того, из-за низкой грузоподъемности поражающая способность оружия, размещенного на их борту, невелика.
 
Тем не менее опыт применения ударных беспилотников доказал их право на существование. Главным преимуществом оказалась универсальность: беспилотники способны самостоятельно обнаруживать, а затем оперативно уничтожить цель. По мнению экспертов, в современных условиях с высокой эффективностью применять беспилотники можно либо в ходе специальных операций, либо против слабого противника, не располагающего современными средствами обнаружения, радиоэлектронной борьбы и уничтожения воздушных целей.
 
Чтобы сделать беспилотники более универсальными, необходимо научить эти машины самостоятельно принимать решения на поражение цели. Для этого требуется создать систему управления БЛА на основе искусственного интеллекта. Способность беспилотников оценивать текущую обстановку и принимать самостоятельно решение на атаку, существенно повысит скрытность и эффективность действия систем, по сути, это позволит реализовать принцип совершенного оружия – «выстрелил – забыл». Хотя в ближайшее время создание совершенной автономной системы управления для беспилотных летательных аппаратов не предвидится, отдельные элементы интеллекта самые продвинутые БЛА уже получают. Беспилотники учат корректировать реакцию при изменениях окружающей обстановки, в их электронный мозг закладывается алгоритм предполагаемых действий атакуемой цели.
 
Используя свой богатый опыт применения беспилотного оружия, американцы рисуют перспективы, БЛА будущего. Разработчикам рекомендуют повышать автономность аппаратов и увеличивать возможности для выполнения задач в сложных погодных условиях. В ближайших планах научить беспилотники самостоятельно подавлять системы ПВО противника и перехватывать воздушные цели. Планируется увязать все беспилотные летательные аппараты в единую систему, что позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов. Еще одна перспективная задача – включение беспилотников в систему ПВО-ПРО и даже нанесение стратегических ударов.
 
Однако есть и не такие фантастические планы. Так, к 2030 году, возможно, создадут модель беспилотника-заправщика, который будет способен производить дозаправку боевых самолетов в воздухе. Для поддержки сухопутных войск попробуют превратить беспилотники в интегрированные разведывательные комплексы, которые будут выполнять задачи РЭБ, обеспечивать связь и информировать каждого пехотинца о положении на поле боя. Есть планы создать модификации БЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.
 
СРОКИ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНОГО БЕСПИЛОТНИКА «ДОЗОР-600» СИЛЬНО ЗАТЯНУТЫ
Фото: ru.wikipedia.org
 
РОССИЯ ПЫТАЕТСЯ СДЕЛАТЬ УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНИК
 
Денис Федутинов считает, что в России в последние годы многое делается для преодоления отставания в создании беспилотных летательных аппаратов, которое произошло из-за того, что более двадцати лет этой проблемой никто не занимался. Российское Минобороны инициировало ряд работ в области создания современных систем БЛА различного типа и класса. Совместно с Минпромторгом прорабатываются вопросы развертывания полигонов для испытания беспилотной авиации. Однако эксперты отмечают, что хотя в РФ сейчас ведутся разработки боевой беспилотной авиации, но они еще находятся в зачаточном состоянии. Боевые машины тоже разрабатываются и совершенствуются, но это единичные образцы и прототипы, которые чаще всего не поступают в серийное производство.
 
В настоящее время в гособоронзаказе много заказов на беспилотники различного типа, с 2017–2018 годов запланирована масштабная поставка серийных беспилотников в Вооруженные силы РФ. Однако сейчас, по оценкам экспертов, российская оборонная промышленность не способна реализовать возросшие потребности армии. На сегодняшний день российские разработки конкурируют только в области беспилотных систем мини-класса.
 
Если в классе тактических БЛА российские разработчики предлагают несколько современных комплексов, таких как «Типчак», «Дозор-100», то уже в классе средневысотных аппаратов большой продолжительности полета их практически нет. Основные надежды в этом классе аппаратов связываются с питерским БЛА «Дозор-600», работы по которому еще продолжаются, однако в прошлом году Минобороны выразило недовольство затягиванием сроков реализации этого проекта.
 
Аппараты же класса американских БЛА Predator, Reaper в России отсутствуют. Контракт на разработку такой машины в 2011 году получила компания «Сухой». Обещают, что в основу ударного беспилотника лягут решения, применявшиеся при разработке истребителя 5-го поколения. Неоднократно сообщалось, что в 2018 году планируется поднять в воздух опытный образец российского ударного беспилотника массой 20 тонн. Но специалисты не разделяют этот оптимизм, считают, у российской науки нет ресурсов, чтобы сконструировать такие летательные аппараты.
 
По мнению экспертов, наверстать технологическое отставание будет весьма непросто. Без развития партнерских отношений с зарубежными компаниями, покупок технологий, организации совместных предприятий разработка современных аппаратов затянется на десятилетия. Но в свете последних санкций, когда надежда только на собственные разработки, это становится практически невозможно.
 
Однако не все так безнадежно, иногда случаются технологические прорывы. В этом году в России презентовали разведывательно-ударный беспилотник «Чирок», испытания которого, как обещают, начнутся уже в следующем году. Разработчики обещают, что он выполнит демонстрационные полеты в рамках программы Международного авиакосмического салона в подмосковном Жуковском в 2015 году.
 
Сообщается, что этот разведывательно-ударный беспилотник на воздушной подушке может взлетать с любой поверхности. Размах крыла у БЛА составляет 10 метров, максимальная взлетная масса – до 700 килограммов, а предельный вес полезной нагрузки – 300 килограммов. На борт он может брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также осуществлять транспортировку высокоточного оружия. Аппарат способен подняться на высоту до 6 тыс. метров, а дальность его полета составляет до 2,5 тыс. километров. Беспилотник предполагается использовать в качестве носителя для систем радиоэлектронной борьбы. Кроме того, рассматривается вариант создания на базе этого БЛА пилотируемого аппарата на 12 человек со взлетным весом более двух тонн.
 

Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку