НОВОСТИ
В Ставропольском крае упал российский Ту-22М3
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
93843
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
24873
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
25349
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
28028
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
26271
sovsekretnoru
ПОДМОЧЕННОЕ РЕНОМЕ

ПОДМОЧЕННОЕ РЕНОМЕ

ПОДМОЧЕННОЕ РЕНОМЕ
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с:
10.08.2014
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КОРОЛЯ ЛУИ РЕНО
 
Самый известный в автомобильном мире француз Луи Рено родился в 1877 году, а свой первый автомобиль он создал в 1898-м. К 1905 году гамма автомобилей «Рено» уже состояла из пяти моделей, а в 1919-м Рено был признан первым промышленником Франции. В сентябре 1944 года 67-летнего Рено арестовали по обвинению в сотрудничестве с немцами, а 24 октября того же года он умер при весьма странных обстоятельствах. Что это было? Самоубийство раскаявшегося коллаборациониста или устранение «козла отпущения», не считавшего себя в чем-либо виновным и готового отвечать на любые вопросы обвинителей?
 
В раннем возрасте будущий основатель компании «Рено» не отличался ни прилежанием, ни послушанием, зато умельцем Луи был, какого еще поискать. Мастерить он обожал, все время собирал какие-то винтики, что-то сверлил, затачивал, шлифовал…
 
Автомобилями он «заболел» в тринадцатилетнем возрасте. Именно в это время его прокатил на своей машине сам Леон Сеpполле, и не просто прокатил – дал немного порулить. После этого они подружились, и талантливый мальчишка стал учеником создателя паровых автомобилей, что во многом определило не только судьбу самого Луи Рено, но и повлияло на всю историю мирового автомобилестроения.
 
Свою первую трехколесную «вуатюретку» (от фр. voiturette – повозочка, колясочка) Луи Рено создал в 1898 году. Собирая свой первый автомобиль, он и не предполагал налаживать серийный выпуск. Однако успех первенца превзошел все ожидания: сразу же после испытания на Монмартре шесть человек из числа очевидцев сделали заказы на новую машину. Впору было начинать массовое производство.
 
Именно так Луи Рено и поступил, заручившись финансовой поддержкой отца и непосредственной помощью братьев Фернана и Марселя. В октябре 1898 года он основал фирму «Рено Фрэр», что переводится с французского как «Братья Рено».
 
Еще через год домашняя мастерская, переименованная к этому времени в «Акционерное общество братьев Рено», добавила к легковой модели свой первый грузовик. В 1900 году суммарный объем производства машин «Рено» составил 179 единиц, а в 1904 году производство достигло 948 единиц.
 
Коммерческий успех был в значительной степени обусловлен активным участием «Рено» в автомобильных гонках. Так, например, в 1900 году после командной победы машин этой марки в классе легких «вуатюреток» на маршруте Париж – Тулуза – Париж фирма получила сразу 350 заказов.
 
В июне 1902 года в гонке Париж – Вена на старт вышло 113 участников, и бесспорными фаворитами считались гораздо более мощные «Панары» и «Мерседесы». Однако после изнурительной борьбы первым на финише оказался Марсель Рено на своем почти серийном легком автомобиле «Рено К». Это был настоящий триумф!
 
ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ БРАТА
 
Ранним утром 24 мая 1903 года около 250 тысяч зрителей собралось в Версале, чтобы стать свидетелями старта самых грандиозных гонок по маршруту Париж – Бордо – Витория  – Мадрид. К участию в состязаниях были приглашены все лучшие гонщики того времени, которым предстояло преодолеть за три дня 1307 км дистанции. 
 
Соревнования, собравшие на старте 179 автомобилей, вызвали громадный интерес, причем не только во Франции. За ходом первого этапа от Парижа до Бордо протяженностью 552 км наблюдало более трех миллионов человек.
 
Многочисленные полицейские (в среднем по одному на каждые 100 м трассы) и приданные им солдаты, которые больше следили за событиями на дороге, чем за поведением зрителей, не смогли обеспечить порядка. Зеваки, совершенно не понимавшие опасности, исходящей от мчавшихся со скоростью до 140 км/ч автомобилей, спокойно прогуливались вдоль дороги, стояли группами на проезжей части, перебегали с одной стороны дороги на другую…
 
В результате за первый же день соревнований погибли шесть гонщиков и механиков (среди погибших оказался и Марсель Рено), а также три зрителя. Более тридцати человек получили тяжелые ранения. Узнав о многочисленных жертвах, французское правительство настояло на прекращении соревнований в Бордо. Там все машины были опечатаны, конной тягой доставлены на железнодорожную станцию и поездами отправлены по домам.
 
Победителем гонок был объявлен Фернан Габриэль. Второе место в общей квалификации и первое в категории легких автомобилей заняли Луи Рено и его механик Фернан Сич (он был венгром по национальности, и его фамилия читается именно так). Мощность двигателя их машины «Рено К» составляла всего 35 л. с., и она смогла показать среднюю скорость 99,4 км/ч. Но встретили триумфаторов не устроители гонок с шампанским, а брат Фернан, сообщивший, что Марсель при смерти. Случайно вылетевший из-под колес камешек разбил ему очки, и он, продолжая гонку почти вслепую, не справился с управлением и свалился в кювет. Автомобиль несколько раз перевернулся и придавил пилота.
 
Эти гонки 1903 года стали последними крупными автомобильными соревнованиями, проводимыми между городами на открытых дорогах общего пользования. С этого момента автогонки переместились на замкнутые, закрытые для обычного транспорта и отделенные от зрителей трассы.
 
После гибели брата Луи Рено решил уйти из большого автоспорта. Однако некоторое время спустя он вновь взялся за создание скоростных машин и продолжил принимать участие в соревнованиях, которые служили как рекламой, так и полигоном для проверки новых конструкций. 
 
ЕДИНОЛИЧНЫЙ ХОЗЯИН ФИРМЫ
 
В 1905 году гамма автомобилей «Рено» уже состояла из пяти моделей, причем самой популярной из них была легкая и дешевая модель «AG-1», которую начали закупать даже США.
 
Кстати, именно эта модель принесла фирме всемирную известность, благодаря военно-транспортной операции, не имевшей аналогов в истории: в сентябре 1914 года около шестисот парижских такси «Рено» было мобилизовано для переброски 5 тысяч солдат на линию фронта к реке Марна. Эта неожиданно появившаяся дивизия пошла в контратаку и нанесла мощный удар по флангу немецкой армии, тем самым задержав продвижение противника и предрешив исход сражения.
 
В марте 1909 года, не дожив до сорока пяти лет, скоропостижно скончался старший брат Феpнан, и Луи Рено остался в фирме единоличным хозяином. Он провел реорганизацию фирмы и дал ей новое название – «Акционерное общество заводов Рено».
 
Рено установил на предприятии жесткий, просто-таки диктаторский, режим. Характер у Луи и так был не сахар, а с потерей хоть как-то сдерживавших его братьев он вообще стал решительно несносен. Работа для него была превыше всего, а все, что мешало работе, жестоко искоренялось.
 
Между тем модельный ряд систематически обновлялся, а объемы производства фирмы непрерывно увеличивались.
 
После войны Луи Рено получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона – за вклад в победу над врагом, а в 1919 году он был признан первым промышленником Франции.
 
ТРИ ВСТРЕЧИ ЛУИ РЕНО С АДОЛЬФОМ ГИТЛЕРОМ
 
Впервые с Адольфом Гитлером Луи Рено встретился 21 февраля 1935 года, и тогда он заявил: «Экономическая война между Францией и Германией выгодна исключительно Англии и Америке».
 
Потом они встречались еще два раза: в 1938 году и в феврале 1939-го. И во всех этих встречах промышленника сопровождал Франсуа Леидё (Lehideux), который был мужем Франсуазы Рено, дочери покойного Фернана Рено, а с 1934 года – еще и административным директором предприятия.
 
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
 
В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, остановившая производство автомобилей и прочей гражданской техники. Франция сопротивлялась недолго, и после капитуляции Луи Рено оказался перед сложным выбором: с одной стороны – гестапо, концлагерь и, возможно, расстрел, с другой – сохранение фирмы, своего детища, дела всей своей жизни. Считается, что промышленник выбрал последнее, и на протяжении всей войны с конвейеров «Рено» сходили танки для Третьего рейха.
 
При этом сам Луи Рено в мае 1940 года летал в США и встречался там с президентом Рузвельтом, обсуждая с ним вопросы противодействия агрессивным действиям Германии. 
В его отсутствие все заводы «Рено» были реквизированы  вермахтом, и два из них действительно стали заниматься ремонтом боевых танков. Следует подчеркнуть, что это стало возможно после подписания соглашения между упомянутым выше Франсуа Леидё, бароном Шарлем Петье (Petiet), президентом Профсоюза производителей автомобилей, и немецким министром Шмидтом.
 
4 августа 1940 года в отеле «Мажестик» состоялось решающее заседание на эту тему, и сохранившиеся протоколы этого заседания подтверждают, что именно Франсуа Леидё передал немцам общее управление этими работами.
 
Отметим, что во время оккупации Франсуа Леидё оставался членом административного совета компании, и, по сути, это именно он передал заводы «Рено» под управление немецкой промышленной группы «Даймлер-Бенц».
 
АРЕСТ И «СТРАННАЯ» СМЕРТЬ ЛУИ РЕНО
 
Лично Луи Рено, к тому времени уже сильно страдавший от почечной недостаточности, не принимал в этом никакого участия. По свидетельствам очевидцев, он с трудом говорил и практически не мог писать. Тем не менее, лидер «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль в одном из первых своих обращений к французам обвинил его в предательстве. 
Война нанесла компании огромный ущерб: в 1942–1943 годах заводы «Рено» в Бийанкуре были на 80% разрушены бомбардировками союзников.
 
А 19 сентября 1944 года 67-летнего промышленника арестовали по обвинению в коллаборационизме, то есть в сотрудничестве с немецкими властями. По другой версии, он не был арестован, а 23 сентября явился в суд сам, желая объясниться, но его уже оттуда направили в тюрьму, хотя вина его вовсе не была доказана.
 
В любом случае конструктору и бывшему гонщику, сделавшему Францию автомобильной державой №1 в Европе, припомнили все: и его личное знакомство с Гитлером и Герингом, и производство на предприятиях фирмы военной техники…
 
По сути, после освобождения Парижа Луи Рено оказался в тюрьме Френ, став типичным «козлом отпущения». Осмелевшая левая пресса начала против него настоящую травлю, а следствие, понятное дело, было быстрым. После его окончания тяжело болевшего промышленника, благодаря стараниям его жены Кристианы Рено, временно освободили, и он стал дожидаться суда в госпитале. Там и скончался.
 
Произошло это 24 октября 1944 года, причем при весьма загадочных обстоятельствах. Ходило много слухов относительно его смерти: одни говорили, что его якобы отравили радикально настроенные патриоты, опасавшиеся, что решение суда будет для одного из символов Франции благосклонным, другие утверждали, что он сам не вынес позора и последствий болезни.
 
По словам его адвоката господина Рибе, Луи Рено не считал себя в чем-либо виновным и готов был отвечать на любые вопросы обвинителей. Во всяком случае, он имел отличную возможность бежать за границу, но не сделал этого.
 
Некоторые историки теперь утверждают, что пожилого промышленника в тюрьме пытали, но четких свидетельств этому нет. Впрочем, нашелся некий «молодой охранник тюрьмы», который будто бы заявил следующее: «Посмотрите, в каком состоянии он находится! Вчера его избивали».
 
Произошло это избиение якобы в ночь с 3 на 4 октября.
 
Естественно, подлила масла в огонь и Кристиана Рено, которая потом написала, что ее муж «не получил медицинской помощи, и его даже не осмотрел доктор».
 
Впрочем, этой женщине все же удалось добиться осмотра мужа врачом, и тот диагностировал у него «перелом позвоночника» и «острый уремический криз» («мочекровие», связанное с нарушением функции почек). После этого больной был перевезен в госпиталь Вилль-Эврар в Нёйи-сюр-Марн, а затем, 9 октября, в парижскую клинику Сен-Жан де Дьё. Там он единственный раз вышел из комы, и его последними словами стал вопрос: «А как там завод?»
 
Согласно диагнозу доктора Трюшо, промышленник «умер от перелома позвоночника». Но есть и такие, кто утверждает, что ему просто перерезали горло.
 
Как бы то ни было, Луи Рено умер 24 октября 1944 года, так и не представ перед судом, и его похоронили в Эркёвилле (департамент Эр). Похороны прошли очень скромно. Человека, некогда ходившего в президентский дворец как к себе домой, провожали в последний путь лишь несколько ближайших родственников.
 
Что касается заводов «Рено», то они 16 января 1945 года были национализированы.
 
ИМЕЛ ЛИ ЛУИ РЕНО ОТНОШЕНИЕ К ПРОИЗВОДСТВУ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ОККУПАНТОВ?
 
В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Каковы реальные обстоятельства смерти Луи Рено? Почему в коллаборационизме был обвинен именно он, а не тот же Франсуа Леидё, который ко всему прочему еще и работал в вишистском правительстве? Это удивительно, но Франсуа Леидё был оправдан в 1946 году, прожил 94 года и спокойно скончался 21 июня 1998 года. Наконец, почему компания «Рено» была национализирована, хотя так не поступили с другими фирмами из числа тех, чьи руководители были приговорены судом за коллаборационизм?
 
Профессор современной истории Университета Париж VII Дени Дидро Анни Лакруа-Риц (Lacroix-Riz) абсолютно уверена, что факт коллаборационизма со стороны Луи Рено имел место и его предприятие производило танки для фашистской Германии. Она выступает против любых попыток оправдания этого человека, а вместе с ним и против реабилитации «высших французских руководителей, действовавших во время оккупации страны». Профессор пишет: «Грузовики, танки, авиационные моторы, самолеты, зажигательные бомбы, противотанковые пушки и так далее – все возможные вооружения производились фирмой «Рено» для Рейха. <…> Досье, доказывающее ответственность Луи Рено и его сотрудников самого высокого ранга, выглядит весьма тяжелым».
 
Другой историк, Анри Руссо (Rousso), отмечает «символическое значение» компании «Рено» для Франции и подчеркивает, что компания «работала на военную экономику Германии». Впрочем, при этом он оговаривается: «С каким уровнем энтузиазма или принуждения? В этом еще предстоит разобраться».
 
Естественно, имеются и совершенно иные точки зрения. Например, историк Лоран Дэнгли (Dingli) утверждает, что Анни Лакруа-Риц «никогда не работала с источниками предприятия. Она пользовалась косвенными источниками, такими как донесения бойцов Сопротивления, а они на две трети недостоверны. Конечно, эти источники нельзя игнорировать, но их, как минимум, следует сравнить с архивами предприятия. Ни один новый танк не вышел с заводов «Рено». Там имели место лишь ремонтные работы по французским танкам, захваченным немцами».
 
Лоран Дэнгли является автором интересной биографии Луи Рено и одновременно мужем одной из его внучек. Он утверждает, что лично Луи Рено «никогда не соглашался производить и ремонтировать танки для немцев». Ко всему прочему, если танки и ремонтировались, то это происходило на заводах, реквизированных оккупантами.
 
Жена этого историка, Элен Рено-Дэнгли, подробно описала страдания потомков Луи Рено, родившихся после его смерти: «В лицее я узнала, что являюсь внучкой коллаборациониста. Для меня это было невыносимо, но у меня не было доказательств противоположного».
 
ЛУИ РЕНО
Фото: ru.wikipedia.org
 
РЕШЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ГОРОДА ЛИМОЖА
 
Тогда доказательств не было, но попытки оправдания Луи Рено предпринимались. И вот, наконец, 13 июля 2010 года Апелляционный суд города Лиможа, административного центра региона Лимузен, постановил, что нельзя считать Луи Рено коллаборационистом на основании «старинной фотографии» и что распространенное мнение о производстве танков для Германии является «искажением фактов». В данном случае речь идет о фотографии промышленника, на которой он изображен рядом с Адольфом Гитлером и Германом Герингом на автосалоне в Берлине, имевшем место в феврале 1939 года.
 
Более того, этот суд, инициированный семью потомками Луи Рено, приговорил мемориальный центр в Орадур-сюр-Глан (департамент Верхняя Вьенна), в котором была выставлена эта фотография, к уплате штрафа в 2 тысячи евро. Плюс было вынесено решение убрать фотографию из постоянной экспозиции центра, а вместе с ней и подпись к фотографии, в которой утверждалось, что Луи Рено «производил танки для вермахта».
 
Следует отметить: лимузенский поселок Орадур-сюр-Глан печально известен тем, что в июне 1944 года был уничтожен немецкими солдатами. Тогда в штаб дивизии СС «Рейх» поступило сообщение о том, что в поселке партизаны удерживают захваченного немецкого офицера Хельмута Кемпфе. В результате утром 10 июня 1-й батальон полка «Дер Фюрер» окружил поселок, и его жителям было приказано собраться в центре поселка, после чего эсэсовцы расстреляли 197 мужчин. Затем были убиты и сожжены 240 женщин и 205 детей.
 
Так вот Апелляционный суд города Лиможа постановил, что «не существует никакой связи между зверствами, имевшими место в Орадуре, и поведением Луи Рено в период до 1940 года: тот лишь участвовал в официальных приемах с представителями страны, не находившейся в состоянии войны с Францией».
 
НА ПУТИ К ПОЛНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛУИ РЕНО
 
Потомки Луи Рено попытались оспорить и национализацию предприятия 1945 года. По словам их адвоката Тьерри Леви, эта национализация «имела характер уникальный и беспрецедентный». И ни одно другое предприятие «не стало объектом подобного обращения».
 
После этого начиная с 2011 года во Франции началась активная кампания в СМИ, направленная на окончательную и бесповоротную реабилитацию Луи Рено. В газетах, в журналах и на телевидении стали появляться материалы, утверждающие, что знаменитый французский промышленник вступал в контакты с Гитлером в 1935, 1938 и 1939 годах и во время этих контактов обсуждался исключительно вопрос создания европейского автомобильного картеля, который должен был бы противостоять конкуренции со стороны Соединенных Штатов.
 
В любом случае вопросы, конечно же, остаются. Но одно можно сказать точно: со смертью Луи Рено окончательно завершилась эпоха гениальных автомобильных конструкторов-одиночек. Им на смену пришли большие конструкторские бюро, где любой автомобиль стал обезличенным, являясь плодом коллективного труда большой слаженной команды инженеров.

Автор:  Сергей НЕЧАЕВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку