Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История PRO&CONTRA Фото
Рамблер Новости

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2

КТО СНИМАЕТ ДОДА?

Опубликовано: 1 Июля 2014 04:12
0
22779
"Совершенно секретно", No.9/304
Фото: "Коммерсант"
Петр Кассин
Кое-что о невинных удовольствиях главы ОАО «РусГидро» Евгения Дода, за которые платит государство.
 
Когда герой фантастической эпопеи «Звездные войны» обнаружил, что из электронных звездных карт исчезла одна из планет, он сразу заподозрил неладное и оказался прав. На стертом из памяти компьютеров небесном теле выращивалась армия солдат-клонов, с помощью которых устроившие электронную диверсию злодеи готовились покорить Вселенную.
 
Оказывается нечто подобное происходит и сегодня в России. Приступив к работе над статьей о деятельности крупнейшего российского гидроэнергетического холдинга «РусГидро», мы столкнулись с фантасмагорической ситуацией: на наших глазах из Всемирной паутины одна за другой стали исчезать публикации, посвященные этой компании и руководящим ею менеджерам во главе с бывшим главным специалистом отдела активных операций инвестиционной компании «ЮКОС-Инвест» Михаила Ходорковского и заместителем начальника Департамента экспорта РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса Евгением Додом.
 
ЗАЧИСТКА ЗА 17 МИЛЛИОНОВ
 
Вряд ли стирающие эти тексты грезят завоеванием космических миров, но желание скрыть что-то нехорошее налицо, а о силе его свидетельствует список зачищенного. К настоящему моменту из Интернета убраны статьи о «РусГидро» с электронных версий газет «Московский комсомолец», «Аргументы недели», «Независимая газета» и журнала «Компания», а появление в них новых материалов по данной теме, скорее всего, заблокировано. Кроме того, «зачистке» подверглись сайты Moscow Post, Infox, «Общая газета» и «Век».
 
«Зачистка информационного поля – одна из самых распространенных услуг, оказываемых пиар-агентствами, – утверждает эксперт рынка, который на условиях анонимности согласился проанализировать ситуацию и дать нам комментарий. – Редакции крупных изданий неохотно, но все же идут на снятие материалов. Подходы к ним могут быть разными: кому-то обещают устроить веселую жизнь в суде, кому-то сулят денег, кому-то обещают златые горы «белых» рекламных контрактов с заказчиком кампании, к кому-то подходят комплексно. Главное – это результат. Верхом профессионализма считается снять статью так, чтобы никаких ее концов не осталось в Интернете. Ведь бумажная версия газеты «живет», по сути, один день. При этом очень важно установить так называемые блоки. Блоки бывают нескольких типов, но суть их сводится к тому, что никакой хоть мало-мальски отбрасывающий тень на репутацию заказчика материал опубликован попросту не будет. В принципе все то же самое актуально и для интернет-СМИ, разве что стоимость услуги по снятию и блокированию несколько ниже. Очевидно, что в случае с «РусГидро» все снимали в спешке, поскольку в некоторых местах остались следы исчезнувших статей. Где-то они обнаруживаются по заголовку через сохраненную копию в «Яндексе», где-то через «Гугл», а в «Компании» интернет-версия текста удалена, зато его анонс по-прежнему гордо красуется на обложке печатного номера, размещенного на сайте. Все эти детали лишь подчеркивают торопливость заказчика, которому, кстати, пришлось изрядно раскошелиться».
 
Несколько опрошенных нами участников рынка сошлись во мнении, что изъятие материалов с упомянутых выше сайтов и блок на критику деятельности топ-менеджмента ОАО «РусГидро» в печатных изданиях реально стоит от 300 до 350 тысяч долларов. Но с учетом неизбежных в этом случае «распилов» и «откатов», или, как изящно выражаются продвинутые в пиар-бизнесе граждане, «менеджерских издержек», выходит не менее 500 тысяч денежных единиц американских или 17 миллионов российских.
 
В целом ясно, что снять маячащие бельмом на глазу статьи стоит очень недешево, но, может, у господина Дода завелся благодетель, щедро тряхнувший мошной ради его репутации?
 
Поскольку такового не наблюдается, придется сделать вывод о деньгах, тем или иным путем полученных из «РусГидро», которое хоть и ОАО, но на 65,868% принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. И как-то не верится, что это ведомство готово выложить 17 миллионов на изъятие нелицеприятных статей о топ-менеджере. Зато предположить, что деньги выделил он сам, можно легко. Даже беглый взгляд на еще остающиеся в свободном доступе публикации (например, в газете «Наша Версия» или на портале «KM.RU») показывает, что в обращении с финансами доверенная ему компания демонстрирует легкость необыкновенную…
 
КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ
 
Так о чем же таком писали российские СМИ, что это пришлось «вырубать» очень недешевым пиар-топором? Да в общем-то о фактах хорошо известных и, естественно, отнюдь не красящих в яркие позитивные цвета ни само «РусГидро», ни его руководство. Например, писали о том, что вот возникло у высшего руководства компании желание покомфортнее устроиться на рабочем месте. И раз – «РусГидро» приобретает на Малой Дмитровке роскошные апартаменты площадью 14 709 квадратных метров. Кстати, эксперты оценили сделку в сумму порядка $90 млн. Решили слетать по сверхважным и категорически неотложным для российской энергетики вопросам в Таиланд, Вьетнам и Камбоджу? И пожалуйста – на аренду самолетов повышенной комфортности менеджмент компании был готов выделить свыше 100 млн руб., и лишь разразившийся в прессе скандал сорвал это захватывающее мероприятие…
 
Писали также о том, что не забыли члены правления и о пополнении собственных счетов. С 2009 по 2013 год их количество выросло с 11 до 14 человек, а доходы – с 59,6 до 612,3 млн руб. Сам Дод, по информации журнала Forbes, занял 15-е место в списке самых богатых управленцев России, даже по официальным данным разбогатев в 2009–2012 годах на 1 млрд 323 млн 779 тысяч 902 рубля 44 копейки. Деньги председатель правления «РусГидро» благоразумно вложил в недвижимость. В свое время Евгений Дод выплатил по ипотечному кредиту ни много ни мало $2,7 млн, так что неудивительно, что его супруга Екатерина, по информации газеты «Наша Версия», смогла стать счастливым обладателем элитных апартаментов площадью 383,3 квадратных метра в самом дорогом жилом комплексе столицы – «Копернике», стоимость которых с учетом отделки, по оценке экспертов, может составлять порядка $18 млн.
 
Загородные угодья, на которых проживает семейство Дод, раскинулись на 8 участках общей площадью 4072 квадратных метра в населенном сливками российской элиты поселке Пестово Мытищинского района Московской области. Также на членов семьи могут быть оформлены и еще два более скромных участка – в Одинцовском районе Московской области и Ставропольском крае. Стоимость же участков в Пестово с учетом роскошной 816-метровой виллы, по сообщению ряда СМИ, превышает $22 млн. В общем недвижимость, принадлежащая Додам, оценивается в фантастическую сумму в 2 млрд рублей!
 
Но может быть, Дод оказался столь эффективным менеджером, что с лихвой отработал эти деньги? Увы, скучная статистика свидетельствует об обратном. Под чутким руководством нынешнего менеджмента уровень капитализации «РусГидро» снизился в 2,5 раза (с $14 до 5,6 млрд), ее акции подешевели в 1,9 раза (с 1 рубля 02 копеек до 53 копеек), а долги выросли в 8,13 раза (с 22 до 177 млрд рублей). То есть пропорционально росту годовых доходов членов правления, увеличившихся в 8,09 раза на каждую менеджерскую душу.
 
ТАЩИ С «РУСГИДРО» КАЖДЫЙ ГВОЗДЬ, ТЫ ТУТ ХОЗЯИН, А НЕ ГОСТЬ!
 
Пока Дод обустраивал семейные гнездышки, его подчиненные и деловые партнеры резвились в закромах «РусГидро», как лисы в курятнике. Однако сам председатель правления, глядя на это, похоже, делал вид, что ничего криминального не происходит. Выступая на президентской Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, Владимир Путин был поражен, услышав, что уголовные дела о крупных хищениях в сфере строительства гидроэлектростанций не могут быть возбуждены. Но не из-за недостаточного рвения правоохранителей, а по причине отсутствия заявлений со стороны потерпевшего в лице «РусГидро» и председателя ее правления.
 
Правоохранители еще до выступления президента честно старались разобраться в гидростроительных махинациях, возбудили уголовные дела против троих высокопоставленных руководителей «РусГидро». Следствие считает, что директор ОАО «Бурейская ГЭС» Игорь Голубцов на пару с руководителем ОАО «Региональная Энергетическая Маркетинго-Инвестиционная Корпорация» Виталием Зильберблюмом завысили стоимость ремонта Бурейской ГЭС на 5,4 млн руб. и, как вы догадываетесь, не стали перечислять эти деньги на благотворительность. Директор ОАО «Зарамагские ГЭС» Виталий Тотров, по версии следствия, изъял из бюджета при незаконном возмещении налога на добавленную стоимость 800 млн руб. Наконец, директор ОАО «Зеленчукские ГЭС-ГАЭС» Григор Саратикян, отремонтировав объект за 342 млн руб., перерегистрировал его в собственность Карачаево-Черкесской гидрогенерирующей компании, но расследование тормозилось ввиду отказа «РусГидро» писать заявление в качестве потерпевшей стороны.
 
«Заявление-то где? – обозлился, узнав о нескольких подобных историях, обычно сдержанный глава государства. – Я уже говорил про ГАЭС-2, где на эту стройку было, по имеющимся у меня данным, 12 миллиардов направлено. Из них 6 миллиардов, как я уже сказал, на «Гидрострой» было перечислено как на генерального подрядчика. Потом «Гидрострой» заключил субподрядные договоры с рядом компаний, штатная численность которых не превышает двух человек, а рабочей силой, автотранспортом, оборудованием они не располагают. Евгений Вячеславович, это ваша контора?… Значит, миллиард у вас утащили, миллиард, таким образом, ушел на подставные конторы, где по два человека работает, миллиард просто растворился, вы разбираетесь до сих пор и не считаете нужным защищать интересы компании?… Да вы должны зубами вырывать все эти деньги».
Дод смиренно выслушал, обещал исправиться и даже написал заявление по художествам Саратикяна, но затем, кажется, решил, что президент прогневался, начитавшись злобных газетенок и скандальных сайтиков. Может, оно и так, но вряд ли Владимир Владимирович обрадуется тому, что на его критику отреагировали, выкинув 17 миллионов рублей на затыкание рассказавших о красивой жизни Дода СМИ. Даже если выяснится, что сам он тут официально ни при чем, а постарались неправильно понявшие слова босса подчиненные или дружественные бизнесмены, имеющие с «РусГидро» крупные подряды.
 
Конечно, решить проблему с подмоченной репутацией существенно проще, если об этой самой репутации никто и не вспомнит. Ведь, как хорошо известно, на нет и суда нет. А если «таблетка» для внезапного склероза ведущих СМИ стоит «каких-то» полмиллиона долларов, то тут уж никто за ценой не постоит. Но вот вряд ли такой подход эффективен для решения насущных проблем, стоящих перед «РусГидро». При этом реальные результаты деятельности топ-менеджмента компании оценивает не абстрактное общественное мнение, а вполне конкретные госструктуры, которым уже впору и власть употребить.

поделиться:
comments powered by HyperComments