НОВОСТИ
Генштаб отправил в запас призывников, достигших 27-летия до 2024 года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
91205
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
21839
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
22644
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
25260
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
23579
sovsekretnoru

Вера в пути

Вера в пути
Автор: Игорь ИВАНОВ
Совместно с:
30.09.2013

 Паломничество – религиозный акт или нелегальный бизнес?

Cколько времени существует церковь – столько времени путешествуют от монастыря к монастырю, от храма к храму паломники. Взрослые и дети, здоровые и больные, семейные и одинокие. Каждый в поиске ответа на важные и нерешаемые вопросы жизни и смерти.

Сколько их всего путешествует одномоментно в пространстве – никто точно не знает. Статистика, которая вообще весьма скупа на показатели, связанные с человеческими перемещениями, вовсе не учитывает паломников. Их для статистики не существует.

Тем не менее все мы знаем, что их – паломников – много. Вспомним, например, огромную и многодневную очередь верующих, приехавших в Москву в ноябре 2011 года, чтобы отстоять несколько часов на морозе и поклониться «Поясу Богородицы». Эта очередь насчитывала в иные дни до 100 тысяч человек. Конечно, много в ней было и москвичей, но много было и тех, кто приехал на автобусах с табличками «Арзамас», «Тула», «Тамбов», «Воронеж».

Организацией поездок занимаются паломнические центры, которые сейчас действуют практически в каждом городе, можно сказать – при каждом храме. (Такое впечатление, например, что в Москве количество храмов РПЦ совпадает с числом московских районов, то есть все в пределах нормы: один район – одна управа – один муниципалитет – один храм.)

Паломнические путешествия бывают разные. Кто-то путешествует по России, кого-то влекут дальние страны – Италия и Греция, Румыния и даже Австралия. Некоторые поездки обходятся в 3–4 тысячи рублей, некоторые – в несколько тысяч долларов США.

Разумеется, лучше будет, если организацией паломнических поездок будут заниматься опытные люди, тем более что среди верующих много пожилых людей, которые не в состоянии разобраться в массиве новой информации. И безусловно, деньги, которых стоит такая поездка, должны расходоваться на нужды храма… Как же иначе?

Особые туристы?

А чем, собственно, паломники отличаются от обычных туристов?

По большому счету – ничем. Да, слово «туризм» у многих из нас, тех, кто постарше, ассоциируется с дальними лесными или горными походами, а для молодежи туристы – это люди, просто проводящие свой отпуск или свободное время вне дома, желательно где-нибудь за рубежом. Для большинства людей слова «туризм» и «отдых» – тождественны, когда мы отдыхаем, к сожалению, многие из нас не думают о спасении души, чаще – о развлечениях, дармовом алкоголе, курортных романах… При этом и любитель понежиться на пляжах Анталии или Сочи, и суровая бабушка, путешествующая на автобусе из Москвы по святым местам Русского Севера, – по сути своей туристы, то есть люди, покидающие свой дом с некоммерческими целями и проводящие вне дома более одного дня. Таково определение Всемирной туристской организации – UNWTO, наднационального органа, образованного большинством стран мира и занимающегося исследованиями процессов, происходящих в сфере перемещений людей из точки А в точку Б и обратно.

При этом есть важное отличие между паломническим и религиозным туризмом. Паломничество – это посещение святых мест для совместного поклонения и молитвы, тогда как религиозный туризм – это посещение, может быть, тех же самых святых мест, но с познавательными целями. Так, например, паломники в Палестине посещают храмы только своей религии, тогда как религиозные туристы последовательно и с удовольствием посещают храм Гроба Господня,

Стену Плача и даже поднимаются к мечети Аль-Акса. Вспомните – как часто вы с замиранием сердца заходили в храм Гроба Господня в Иерусалиме или собор Святого Петра в Риме, Вестминстерское аббатство в Лондоне или собор Парижской Богоматери в Париже. Вам не нужно было менять веру – вы посещали всемирно известные достопримечательности, которые – уж так совпало – являются объектами религиозного культа. То есть различия между паломниками и религиозными туристами есть, но сходств – больше. 

Паломникам, как и туристам, нужны авиабилеты. Их, как и туристов, надо где-то размещать, кормить, водить и что-то им рассказывать. Нужен кто-то – кто встретит, проводит, посадит на автобус, решит проблемы с полицией, если что. Почти все вышеперечисленные услуги стоят денег, которые как-то надо собрать. И, что важно, – это всегда «пакет услуг»: отправляясь в путешествие, мы одновременно покупаем билеты, бронируем отель, покупаем страховку, заказываем трансферы…

Разумеется, церковь не возит паломников за свой счет. Люди сами платят за паломнические туры деньги. Но вот вопрос: зарабатывает ли на этом церковь? Бесприбыльные проекты, как правило, не имеют продолжения и развития, а предложений поучаствовать в паломническом туре на рынке все больше. Значит, дело расширяется? Как? Сделать это можно только из прибыли. И тогда возникает очередной вопрос – кто-нибудь знает реальный оборот паломнических поездок? Какова норма прибыли в этом бизнесе? И получает ли что-нибудь государство в виде налогов

С богом

Чтобы понять, каков может быть – примерно – оборот паломнических центров, наберем в любом поисковике слово «паломнический». Практически первым выскакивает сайт Московского патриархата и страничка Паломнического центра. И вот что мы узнаем:

«Паломнический центр принимает российских и зарубежных паломников и туристов, знакомя их с историей Русской Православной Церкви и православного паломничества, духовной жизнью Москвы и Санкт-Петербурга, православными святынями, памятниками архитектуры и искусства России. Паломнический центр организует паломнические поездки к святым местам православного паломничества России и стран Библейского региона».

В переводе на язык туризма – данная организация занимается организованным приемом иностранных туристов и отправляет группы российских туристов по России и за рубеж. (Такая многофункциональность присуща далеко не всем российским туроператорам. Скажем, TEZ TOUR или CORAL занимаются только выездом, а выездом и въездом одновременно – только легендарный «Интурист».)

«На базе Паломнического центра создан культурный центр «Университетский». Современный киноконцертный зал на 500 мест открыт для проведения различных церковно-общественных и культурных мероприятий международного и общероссийского значения. Здесь проходили…» – и далее длинный список разных мероприятий.

Опять же переведу на язык туристического бизнеса: Паломнический центр Московского патриархата занимается направлением MICE (Meetings, Incentive, Conference, Events), или, говоря проще, деловым туризмом. Кроме того, под управлением центра (а может быть, и в собственности) находится большой отель практически в центре Москвы – гостиница «Университетская»…

Любопытна последняя запись на официальной страничке Паломнического центра:

«С 26 ноября 2010 г. распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла попечение о Паломническом центре, включая все сферы деятельности, возложено на председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископа Подольского Тихона. Директором Паломнического центра назначен иеромонах Никодим (Колесников)».

Таким образом признано, что паломничество обеспечивает один из финансовых потоков, находящихся под контролем руководства РПЦ.
Перейдем с главной страницы портала Московского патриархата непосредственно на сайт рекомендованного нам Паломнического центра.

Здесь мы можем ознакомиться с программами и стоимостью паломнических туров. Ассортимент велик – от экскурсии по Москве за 700 рублей до поездки на Лазурный берег Франции и Лигурийское побережье Италии по цене от 53 000 рублей (ну действительно, паломники бывают разные). И в общем, даже на Лазурном берегу и Лигурийском побережье есть что посмотреть христианину – от Грота Марии Магдалины до Туринской Плащаницы. (Особо отметим опцию 6-го дня путешествия – «Отдых на море. Для желающих – экскурсия в Монте-Карло».)

Для иностранных паломников, собирающихся в Россию, есть страничка на английском языке. Правда, сведений о программах и стоимости поездок на ней найти нельзя.

Для ищущих работу сайт сообщает, что совместно с Российским православным университетом – есть и такая организация в ведении РПЦ – Паломнический центр проводит обучение на курсах православных экскурсоводов.

В общем, все сделано профессионально, как и положено в большой туристической корпорации.

Как утверждает журналист Ксения Леонова в своей статье «Побойся Бога», опубликованной на портале colta.ru, «…по данным СПАРК, РПЦ напрямую принадлежит 145 монастырей, церквей и епархий (которым в свою очередь тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить НДС с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений». Но даже этот автор, подробно раскрывая структуру доходов РПЦ, не в состоянии описать масштаб ее туристического бизнеса.

Общество не знает и, похоже, никогда не узнает эти цифры.

Аллах Акбар!

Но РПЦ – отнюдь не монополист на паломническом рынке. Есть еще одно высокодоходное предприятие, точнее, целая группа компаний, которые занимаются обслуживанием весьма прибыльных паломнических поездок мусульман, совершающих хадж в Мекку.
Российские мусульмане, в отличие от православных, не имеют централизованной иерархии. Свои управления есть в Татарстане и Башкирии, Ингушетии и Чечне… При них работают так называемые хадж-операторы, компании, занимающиеся поездками в Саудовскую Аравию и другие места, связанные с пророком Мухаммедом.

Зайдем на сайт главного и единственного хадж-оператора республики Татарстан «ДУМ РТ ХАДЖ»

Здесь есть вся необходимая информация для человека, собирающегося в Мекку или к другим мусульманским святыням. Стоимость не указана – хотя понятно, что дело это не бесплатное, но у «светских»конкурентов можно найти и цены. В среднем поездка в Мекку может обойтись в сумму около 1600 долларов.
На сайте есть все, но не указано, что компания, по сути, является туроператором, чья деятельность должна регулироваться государством.

На свой страх и риск

Большинство компаний, организующих хадж или паломнические поездки, не платят страховых взносов, их деятельность по факту никак не регулируется российским туристическим законодательством. Между тем организацией поездок групп граждан РФ вправе заниматься исключительно туроператоры, которые застраховали свою финансовую ответственность. То есть, если ваша компания покупает авиационные или железнодорожные билеты и селит своих туристов (паломников) в отелях (гостевых домах при монастырях) – это подпадает под определение операторской деятельности, которая достаточно жестко регламентирована.

Некоторые паломнические центры понимают необходимость работы в правовом поле и регистрируются в качестве туроператоров. Но большинство это требование закона игнорируют. Если бы российские законы соблюдались повсеместно и систематически, большинство паломнических центров рисковали бы статьей о незаконном предпринимательстве, которое карается реальными тюремными сроками.

Между тем страхование финансовой ответственности означает, что, если по тем или иным причинам ваша компания закроется (а надо сказать, что в этом отношении нет никакой разницы – созданы вы группой лиц по предварительной договоренности или начали свою деятельность по благословению патриарха, и паломнические и хадж-операторы закрываются и перепрофилируются ничуть не реже обычных туркомпаний), не должно возникнуть такой ситуации, что ваши клиенты (туристы или паломники) остались вдали от дома без средств к существованию. Страховое возмещение колеблется в пределах от 30 до 100 миллионов рублей. Некоторые туркомпании получают банковские гарантии на такие суммы, но большинство заключают договора страхования с той или иной страховой компанией.

После заключения договора подается уведомление в Ростуризм, который, удостоверившись, что законодательная норма соблюдена и деятельность компании застрахована, присваивает туроператору порядковый номер в реестре. Этот номер публикуется во всех договорах и публичных ресурсах компании в Интернете.
Между тем компании, организующие паломнические поездки, в большинстве своем этой процедурой не озабочены. Возможно, это вызвано не только ленью или незнанием закона, а тем, что никто не хочет показывать свой оборот (сумма страхового возмещения напрямую зависит от оборота туроператора).
В результате паломник, оплачивая поездку (почти всегда – наличными, почти всегда – без надлежащих юридических документов, в которых прописаны его права, в случае если по тем или иным причинам поездка не состоится), вверяет свое здоровье и благополучие, достаток и душевное спокойствие пусть доверенному – но такому же физическому лицу, которое также может ошибиться, например, довериться тому, кому, возможно, доверять и не стоило. Финансовые гарантии в таких случаях хоть каким-то образом защищают права путешественников – паломников или туристов.

Туроператорская деятельность потому еще так жестко контролируется государством, что перемещения людей – туристов, паломников, – это всегда риски. Водители должны быть профессиональными, автобусы, поезда, самолеты – исправными, питание в отелях должно быть качественным. Медицинская помощь должна быть оказана везде, где это необходимо и возможно, не только в России, но и за рубежом.

Работа, по сути, в «серой зоне» приводит к тому, что огромный экономический механизм, который представляют собой религиозные организации в России, не только не участвует в экономике страны, но и выводит людей из-под ответственности государства. И совсем не факт, что церковь может дать адекватную замену.

ДОСЬЕ

2012
7 июля автобус, который вез группу российских паломников из Великих Лук Псковской области в Почаевскую Лавру, попал в ДТП в Черниговской области Украины. По предварительным данным, водитель не справился с управлением, автобус съехал на обочину и перевернулся. Жертвами автокатастрофы стали 14 россиян, 22 получили ранения.
9 января «газель», возвращавшаяся с курскими паломниками из Пензы, попала в ДТП в Тамбовской области, три человека пострадали. Авария произошла на трассе Тамбов – Воронеж, в трех километрах от села Шульгино.

2011
26 октября паломники из Дагестана попали в аварию в Саудовской Аравии. Автобус с 40 участниками хаджа перевернулся в 150 километрах от Медины. Один человек погиб, еще пятеро пострадали.

2010
4 декабря автобус с паломниками, возвращавшимися с хаджа, попал в ДТП в Дагестане. Около 10.00 под городом Избербашем автобус с паломниками столкнулся с «газелью», семь человек получили ранения.
Около 180 паломников, совершавших хадж в Саудовскую Аравию, не смогли вовремя покинуть Медину из-за отсутствия обратного рейса в Россию.
Организацией хаджа занималась компания «Салам тур», стоимость паломнического тура составила от 80 тысяч до 120 тысяч рублей.

2008
30 декабря пассажирский автобус с российскими паломниками, возвращающимися из Мекки (Саудовская Аравия), попал в ДТП в Азербайджане. «Икарус» столкнулся с грузовиком КамАЗ на трассе Баку – Ростов около поселка Зейналабдин Тагиев (20 км от Баку), в результате различные травмы получили пятеро жителей Дагестана.
18 декабря российские паломники попали в автоаварию в Саудовской Аравии: в районе города Медины в микроавтобус «газель» с российскими паломниками врезался грузовик. В результате аварии пять человек из находившихся в микроавтобусе получили травмы различной степени тяжести и были доставлены в больницу.

2007
19 февраля один россиянин погиб и трое были ранены в автокатастрофе на северо-западе Ирана, в 50 километрах от города Тебриз (провинция Восточный Азербайджан). Все пострадавшие – паломники, которые возвращались с хаджа.

2004
7 октября на трассе Москва – Санкт-Петербург в автобус с примерно 50 паломниками врезался встречный грузовик. В результате столкновения ранения получили шесть человек, находившиеся в салоне автобуса, троим потребовалась госпитализация.
 


 


Автор:  Игорь ИВАНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку