НОВОСТИ
В Свердловской области из-за снегопада около 40 тысяч человек остаются без света
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
96436
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
27748
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
28009
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
30756
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
28942
sovsekretnoru
Воздушный снайпер

Воздушный снайпер

Воздушный снайпер

ФОТО: ДМИТРИЙ ШВАБ

Автор: Виктория ФОМЕНКО
10.05.2020

После выхода в серию нашего нового истребителя Пентагон может оказаться перед необходимостью полностью пересматривать уставы, переоснащать свои части и переучивать личный состав, от генералов до рядовых. С подробностями корреспондент «Совершенно секретно».

Россия вплотную подошла к постановке на вооружение первого истребителя пятого поколения – Су-57. В прошлом остались сложнейшие расчеты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, многолетние летные испытания и решение принципиальных вопросов, часть из которых лежали на стыке политики, экономики и инженерных проблем. Истребитель уже готов, и если не помешает очередной кризис – в нынешнем году он должен начать поступать в части Воздушно-космических сил (ВКС).

Естественно, за развитием российской программы пристально следят за океаном. Несмотря на то, что большая часть сведений о новейшем российском истребителе хранится под грифом «Совершенно секретно», американцы со всей возможной тщательностью изучают вопрос и делают выводы. Не только о технических параметрах машины, но и об особенностях ее боевого применения в возможных конфликтах будущего.

С этой точки зрения ничуть не удивительно, что американское издание The National Interest прямо в разгар пандемии, которой, казалось бы, заняты сейчас все читательские и обозревательские умы, опубликовало статью, посвященную российскому истребителю. Авторы материала утверждают, что Су-57 может полностью изменить баланс сил в воздухе и поставить под вопрос саму возможность ведения боевых действий методами, привычными для американских военных.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

О том, что Су-57 займет определенную тактическую нишу, где будет использовать слабые стороны натовской авиации, американские специалисты стали догадываться еще в 2013 году. На это указывали определенные конструктивные особенности самолета, который был представлен на авиасалоне «МАКС-2013».

Важнейшей чертой истребителей пятого поколения является их малая заметность. С этой целью конструкторы применяют сплющенные формы, заменяют металлы композитными материалами, широко используют радиопоглощающие покрытия. Помимо прочего, такой подход требует уменьшения площади отражающих поверхностей, то есть линейных размеров самолета. Однако Су-57 никак нельзя назвать маленькой машиной. Его длина – почти 19,5 метров, а размах крыльев – 14 метров. Для сравнения, американские истребители F-35 имеют в длину 15,5 метров, а размах их крыльев зависит от модификации и составляет 10,6 или 13 метров.

Казалось бы, если Су-57 больше тридцать пятого, то и показатели «невидимости» у него будут хуже.

Однако на деле большие размеры Су-57 дают ему существенные преимущества перед самолетами вероятного противника. Дело в том, что наилучшие показатели малозаметности достигаются при размещении всего оружия истребителя внутри фюзеляжа, где оно укрыто от излучения вражеских радаров поглощающей радиоволны обшивкой. На практике это требование далеко не всегда можно соблюсти, поэтому даже у американских истребителей-бомбардировщиков F-35 имеются боеприпасы внутреннего и внешнего размещения. Понятно, что вылет на задание с подвешенным под брюхом бомбами и ракетами самым печальным образом сказывается на малозаметности тридцать пятых. Су-57 имеет внутренние отсеки большего объема, а потому способен, не демаскируя себя, брать более крупные и дальнобойные ракеты.

«Американские самолеты-невидимки, включая бомбардировщик B-2, истребитель F-22 и F-35, несут относительно небольшое и легкое оружие с короткими дистанциями применения», – отмечает The National Interest.

Особую тревогу американских специалистов вызывают российские ракеты Х-58УШКЭ и РВВ-БД. Первая из них предназначена для поражения вражеских радиолокаторов на дистанции до 245 км, а вторая – для уничтожения самолетов противника на дальностях до 300 км. Американские аналоги, противорадиолокационная ракета AGM-88 и ракета класса «воздух-воздух» AIM-120, существенно короче и легче, а потому имеют меньшую дальность применения. В частности, AIM-120, которой вооружаются F-22 и F-35, способна поражать самолеты противника на дистанции в 50 миль (это чуть более 80 км).

РЫЦАРЬ ПРОТИВ НИНДЗЯ

Способность бить с огромной дистанции, оставаясь при этом невидимым для радаров, превращает Су-57 в очень опасного противника американских ВВС. Специфически американская философия воздушной войны последних 20 лет состояла в том, что самолеты-невидимки подкрадывались к целям на удобную для себя дистанцию и безнаказанно их уничтожали. В угоду этой концепции конструкторы одного из монстров американского рынка вооружений – авиастроительной корпорации Lockheed Martin – принесли в жертву маневренные и скоростные характеристики F-35. Вместо активного маневрирования эти самолеты должны красться к цели, рассчитывая на всеракурсную невидимость. Создатели Су-57, по мнению американских специалистов, пошли по другому пути: обеспечили малозаметность самолета во фронтальной плоскости и дали ему возможность скрытно нести дальнобойные ракеты. В дополнение к этому машина еще и сохранила традиционную для российских истребителей маневренность и способность «летать высоко и быстро».

В тактическом плане такое сочетание качеств имеет очень далеко идущие перспективы. По выражению американских обозревателей, Су-57 может стать воздушным снайпером, специализирующимся на уничтожении критически важных целей в глубоком тылу противника.

Впрочем, снайперская аналогия не совсем точна: российскую машину правильнее сравнивать с конным рыцарем, который на большой скорости наносит сокрушительный удар копьем, а при необходимости быстро выходит из зоны досягаемости врагов, пользуясь преимуществом в скорости.

Предположения о том, что Су-57 имеет относительно слабые показатели малозаметности и фактически не отвечает требованиям стелс-технологии, нам прокомментировал заслуженный пилот Российской Федерации Юрий Сытник: «Машина засекреченная, поэтому ее параметров в открытом доступе попросту не существует, так что подобные выводы журналистов ни на чем не основаны. Летают доводочные экземпляры, а серийные, скорее всего, будут сильно от них отличаться. Вообще, значение концепции «стелс» сильно преувеличено. От любого самолета остается горячий след, двигатели все равно металлические – неудивительно, что наши С-400 и С-500 видят всех зарубежных «невидимок».

Есть у Су-57 и еще один сложный технический момент: он связан с двигателем. На вооружение истребитель приняли с АЛ-41Ф1 – двигателем, стоящим также на Су-35. Проблема в том, что он не позволяет летать на сверхзвуке без использования форсажной камеры, тогда как крейсерский полет в бесфорсажном режиме и есть одно из главных требований к пятому поколению истребителей.

Двигатель второго этапа, так называемое «изделие 30», уже испытывается, и по плану должен начать ставиться на самолеты с 2023 года. Однако после его выхода в серийное производство придется заниматься переоснащением тех пятьдесят седьмых, которые уже успеют выпустить ранее с АЛ-41Ф1.

Этот момент «Совершенно секретно» также прокомментировал Юрий Сытник: «Перспективные двигатели в России делаются, есть много конструкторских бюро. Есть поставленная задача, есть финансирование, поэтому, думается, задача будет решена. Но нет никаких проблем и с нынешним мотором: сравните двигатели МиГ-31 и F-22: американцам далеко до нас», – подчеркнул эксперт.

КОНЦЕПЦИЯ ПОСЫПАЛАСЬ?

Появление над полем боя Су-57, в сущности, обнуляет американскую концепцию first look – first kill (первым увидел – первым уничтожил). В боях с их участием не американские, а российские пилоты будут выбирать время и место нанесения удара. Американцам же придется реагировать на внезапно возникающие угрозы. И если F-22 Raptor еще имеет крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и относительно неплохие маневренные характеристики, то его младший брат F-35 Lightning II находится в куда худшем положении. Вопреки своему молниеносному названию, в крейсерском режиме эти машины способны пролететь на сверхзвуке всего 240 км. Дальше пилоту нужно или включать форсаж, что резко увеличивает заметность самолета в инфракрасном диапазоне, или возвращаться на дозвуковые скорости.

Впрочем, не исключено, что из-за Су-57 американцам придется переписывать не только учебники по тактике воздушных боев, но и общевойсковые уставы. По мнению американских обозревателей, приоритетными целями для пятьдесят седьмых станут авиационные комплексы раннего обнаружения и наведения (AWACS/AEW & C), летающие командные пункты, наземные радары и самолеты-заправщики. Их уничтожение начисто лишает американскую армию возможности проводить «воздушно-наземные операции», концепция которых была разработана еще в годы холодной войны и уже почти 40 лет определяет облик всех военных кампаний, проводимых американцами и их союзниками по всему миру. Применение высокоточного оружия, поражение войск противника на всю глубину их оперативного построения, скоординированные действия авиации и сухопутных войск – вот клише, по которым американские штабы разыгрывают свои операции. Однако ни один из этих пунктов невозможно реализовать, если противник умеет выбивать одно за другим критически важные звенья разведки, связи и управления. И это – как раз то, чем займутся пятьдесят седьмые.

Если опасения американских специалистов оправдаются, после поступления в ВКС России значительного числа этих истребителей Пентагону придется полностью пересматривать уставы, переоснащать свои части и полностью переучивать личный состав, от генералов до рядовых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕ ПО ЦЕНЕ ЗОЛОТА

Еще в 2008 году специалисты частной военно-аналитической корпорации RAND провели моделирование конфликта, по условиям которого в небе над Тайванем столкнулись шесть F-22 Raptor (именно столько машин, по допущению американских аналитиков, имели шанс пережить китайский удар по тайваньским аэродромам) и 72 китайских истребителя, аналогичных советскому Су-27. Моделирование показало, что «Рапторы» смогли сбить 48 китайских истребителей, но оставшиеся прорвались сквозь оборонительные порядки и уничтожили шесть самолетов-заправщиков, два самолета AWACS, четыре патрульных самолета P-3 Orion и два стратегических разведывательных беспилотника Global Hawk. После этого американская оборона коллапсировала. F-22 выжили в ракетной перестрелке, но, оставшись без топлива, один за другим потерпели крушение.

«Если старые Су-27, стрелявшие старыми ракетами, смогли сделать это, то более новые и совершенные с Су-57 и J-20 (китайские истребители пятого поколения) с более дальнобойными ракетами смогут нанести еще больший ущерб с меньшими для себя потерями», – уверены американские аналитики.

При этом, по их мнению, новым российским и китайским истребителям совсем не нужно быть многочисленными, чтобы изменить баланс сил над полем боя.

Нельзя не упомянуть и еще об одном важном отличии Су-57 от заокеанских конкурентов: финансовом. Стоимость одной нашей машины – 2–2,2 млрд рублей, что еще недавно в пересчете на американскую валюту составляло $32–35 млн, а теперь – около $26 млн (где бы еще найти повод порадоваться снижению рубля?). На первый взгляд, это очень много, если не знать, сколько платят за аналогичные самолеты партнеры по геополитической игре. F-35 в базовой комплектации обходится в $150 млн, а «рапторов» – F-22 – и вовсе прозвали «золотыми» истребителями: еще в 2006 году самолет массой в 19 700 кг стоил $350 млн, притом что ровнехонько за эти же деньги можно было прикупить те же 19,7 т золота.

 Фото_39_8.jpg

ФОТО: ДМИТРИЙ ШВАБ

Не будет преувеличением сказать, что адекватная стоимость Су-57 нивелирует разницу военных бюджетов США и России, уравнивая возможности держав в плане обладания истребителями пятого поколения.

ВОПРОС ЧИСЛА

Американское издание исходит из того, что Москва не станет разворачивать широкомасштабное производство очень дорогих и сложных машин. Действительно, перед Су-57 долгое время стояла перспектива стать очередным выставочным вундерваффе, уникальным и не имеющим аналогов, но так и не пошедшим в серию творением отечественного оборонпрома.

Еще летом 2018 года вице-премьер российского правительства по вопросам ВПК Юрий Борисов и член думского экспертного совета по авиапромышленности Владимир Гутенев в один голос заявляли, что российские власти видят в Су-57 лишь экспортный потенциал, а рассчитывать на крупносерийное производство для российской авиации не приходится. Госпрограмма вооружений до 2027 года также предусматривала закупку всего 16 таких истребителей.

Ситуация резко изменилась 16 мая 2019 года, когда Президент России Владимир Путин фактически обязал военное ведомство и Объединенную авиастроительную корпорацию заключить контракт на поставку 76 истребителей этого типа. Такого числа машин достаточно для полного перевооружения трех авиаполков.

Что послужило причиной такого поворота, так и осталось неизвестным. По одной из версий, российское руководство изначально готовилось поставить пятьдесят седьмой в серию, но до поры не хотело привлекать к этому лишнего внимания заокеанских партнеров. Это предположение хорошо объясняет, откуда государство взяло средства на почти пятикратное увеличение заказа. Эти деньги просто заранее были отложены в закрытой части бюджета. По другой гипотезе, Кремль пересмотрел перспективы истребителя под влиянием внешних обстоятельств, – например, намерений Польши и Румынии купить относительно крупные партии F-35 и заменить ими истребители советского производства.

Так или иначе, решение о начале серийного производства российских истребителей пятого поколения было принято.

Но пока российский оборонпром лишь запрягает. С одной стороны, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявлял, что массовое производство пятьдесят седьмых начнется уже в текущем году. С другой – в открытых источниках имеются данные только о планах передать военным установочную партию из двух истребителей, один из которых потерпел крушение на летных испытаниях в декабре прошлого года.

По некоторым оценкам, с 2022 года авиастроительный завод имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре сможет выпускать до 15 самолетов в год. Однако удастся ли нашим оборонщикам реализовать эти планы – пока вопрос.

Впрочем, летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Анатолий Кнышов уверен в блестящих перспективах нового русского самолета: «Су-57, основанный еще на советских разработках, – это лучшее, что есть в мировой авиации, показывающий, что не утрачены традиции отечественной науки. Это не фантазия, это реально существующий самолет, уже поднимавшийся в небо и готовый к несению боевого дежурства. Как С-300, С-400, а в скором будущем и С-500 поражают весь мир, так поразит его и Су-57. Три полка таких машин обеспечат нам господство в небе при любом локальном конфликте, какие бы силы ни привлекли в ответ американцы.

Надо понимать, что их разработки тоже строятся по сути на наших, советских и российских усилиях – огромный вклад в американскую военную науку вносят те тысячи выпускников технических вузов, которые после отмены обязательного распределения в России хлынули за рубеж и стали, по сути, работать против своей страны. Чтобы вернуть господство в вооружениях, нам надо вернуть систему распределения и всем вместе работать на благо нашей великой Родины».


Автор:  Виктория ФОМЕНКО

Комментарии


  •  вовычка воскресенье, 01 августа 2024 в 06:47:09 #121273

    наверное боятся потому что он ОДИН! второй-то разбился в прошлом году...


  •   среда, 04 августа 2024 в 06:47:09 #121283

    "  адекватная стоимость Су-57 нивелирует разницу военных бюджетов США и России.."  Ошибочка.  Су-57 подороже F-35 получился



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку